|
СТРАТЕГИЯ Зачем нужна стратегия развития территории? Когда вы планируете купить автомобиль, вы, наверное, определяете - двигатель, какой мощности вы хотите иметь; - какой расход бензина вас устроит; - какого цвета авто; - и многое другое, то есть вы определяете свою стратегию покупки автомобиля, так как этот вопрос для вас важен и требует затрат, в данном случае вы инвестор – инвестируете средства в авто. Так же поступает любой другой инвестор, тем более, желающий вложить миллионы в бизнес проект на какой-то территории, допустим, построить завод в городе «N». Первым делом инвестор обращается к руководителю (Главе), который управляет территорией и интересуется – «можно ли построить такой-то завод?». Если у Главы нет стратегии развития, он не может ни чего ответить, и теряет инвестора. Более того Глава должен сам инициировать появление инвесторов, а не имея стратегии, он не знает к каким инвесторам обращаться! СТРАТЕГИЯ, КАК ИНСТРУМЕНТ СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ТЕРРИТОРИИ. Понятно, что стратегия необходима для привлечения инвестиций. Но, не только. Допустим, ваша территория расположена в районах техногенных или природных рисков. Снова необходима стратегия, так как в ней специалисты должны определить степень риска и разработать целевые программы по: - снижению рисков; - проведению мероприятий в случае ЧП. ТАКТИКА И СТРАТЕГИЯ Многие в стратегии развития своих территорий закладывают тактические мероприятия. Допустим, построить водозабор, но строительство водозабора, это ЧАСТЬ целевой программы стратегии, а сама стратегия должна звучать, например, так – ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ и разделы: - чистая вода, где водозабор один из этапов; ПРАВИЛА НАПИСАНИЯ СТРАТЕГИИ - анализ прошлых планов развития. - опрос основных предпринимательских групп. - сбор корпоративных планов базовых предприятий. - учет планов региона и государства. - учет исторически сложившегося бизнеса территории. - проект стратегии. - опрос общественного мнения. ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ СТРАТЕГИИ - история территории; - анализ сегодняшней ситуации; • Географический • Техногенные проблемы • Экономика • Демография • Культура • Национальности • И т.д. - 3-5 стратегических направления развития территории; - целевые программы территории. ИСТОРИЯ ТЕРРИТОРИИ В данном разделе надо обратить внимание на предыдущие планы развития, которые составлялись еще в СССР и позже. Особо надо учесть исторические тенденции развития экономики данной территории: - народные промыслы; - имеющаяся и бывшая ранее промышленность; - туристическая привлекательность территории; - проанализировать и учесть весь предыдущий опыт. АНАЛИЗ Тут вроде всё понятно, надо собрать всю имеющуюся информации, как правило, она имеется в статистической отчетности и Госстатистики и в отчетах местных органов власти по каждому направлению. Не помешает попросить отчетность и перспективные планы развития в базовых предприятиях, расположенных на территории. Желательно, чтобы стратегия развития учитывала планы развития бизнеса и опиралась на него. ДВА БЛОКА СТРАТЕГИИ Их не должно быть много, не надо стараться учесть и спланировать каждую мелочь. Не забывайте, что основным приложением к стратегии будут являться – целевые программы, в которых и будут учтены мелкие пожелания. На мой взгляд, в стратегии должно быть два блока направлений: - общего назначения, присущие любой территории; - перспективные для развития именно данной территории. ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ Повышение качества жизни населения. Повышение человеческого капитала граждан, проживающих на данной территории. ПЕРСПЕКТИВНЫЕ Развитие туризма. Развитие промышленности – по тематике. Развитие сельского хозяйства – по конкретным направлениям. Развитие транспортной инфраструктуры – конкретно, Ж\Д, авто, авиация, водный транспорт, НЛО! Добыча полезных ископаемых. Народные промыслы. И т.д., наиболее выгодные для данной территории, их не должно быть много, максимум ТРИ направления. Остальные можно вписать как вспомогательные. Например, развитие транспорта вписывается в развитие туризма, развитие сельхоз перерабатывающей промышленности, вписывается в стратегию увеличения производства сельхозпродукции. |